НАДЕЖДА

Литературный сценарий документального фильма.
July 5th, 2010 admin
Абдулазиз Махмудов
Н Е Ф О Р М А Л Ы
Фильм первый
МОЙ АРХИВ: 22 августа 1990 года. Мы в Москве, на Красной Площади.Группа французских туристов собралась у мавзолея В.И. Ленина. Женщина – гид увлечённо рассказывает гостям столицы о вожде мирового пролетариата, Октябрьской революции и достижениях СССР.Другая группа иностранцев в красочных пончо,по всей видимости, латиноамериканцев остановилась у памятника Минину и Пожарскому и с повышенным интересом рассматривает собор Василия Блаженного…
Диктор:«В истории много примеров,когда под флагами социальной справедливости
к власти приходила беднота и их вожди становились правителями.Однако инстинкты
побеждали здравый смысл.Новая власть деградировала,становилась такой же преступной и коррумпированной,как и прежняя.Так случилось и с государством Советов.
Великая Империя созданная русскими патриотами на обломках Золотой Орды, а по
существу её наследница и правопреемница на седьмом десятке лет диктатуры КПСС
после тщетных попыток соперничества с Западом оказалась в глубочайшем кризисе».
ХРОНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ:
Москва, Кремлёвский дворец съездов 20 апреля 1985 года.Идёт заседание Пленума
ЦК.КПСС. На трибуне М.Горбачёв. Диктор: После смерти кремлёвских долгожителей
Брежнева, Андропова,Черненко, к власти пришёл М.Горбачёв и 20 апреля 1985 года
на апрельском пленуме ЦК КПСС заявил о необходимости реформ.Его слова:”гласность, перестройка,ускорение”, станут политическими лозунгами страны советов…
Москва. Арбат.Очередь у продуктового магазина.Скудный ассортимент товаров.
Прилавки газетных киосков.На первых страницах газет:«Правда»,«Известия» «Труд»,
«Комсомольская правда»,надписи громадным красным шрифтом « XXYII съезд КПСС».
Все издания пестрят броскими заголовками репортажей из Кремлёвского дворца
съездов:
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ВРЕМЕНЕМ», «ПЕРЕСТРОЙКА ДЕЛО ВСЕХ НАРОДОВ », «ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПАРТИИ », «ПЕРЕСТРОЙКА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ – РЕВОЛЮЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ»
Диктор: «А ещё через год уже в марте 1986 года на 27 съезде КПСС генеральный
секретарь будет говорить о застойных явлениях,как в экономической так и в социальной сфере. Чтобы спасти СССР, форум коммунистов принял стратегическое решение об ускорении социально экономического развития.Однако перестройка и гласность провозглашённые Горбачёвым обнажили ложь и лицемерие официальной пропаганды и ту пропасть,которая разделяла оболваненный народ от коррумпированой бюрократии»
КОНЕЦ ХРОНИКИ.
МОЙ АРХИВ:И снова Москва 22 августа 1990 г.Палаточный городок перед фасадом
гостиницы «Россия» Измученные неухоженные люди.Мужчины женщины. Их несовершенолетние дети играют на лужайке..Над крошечными палатками и шалашами сооружёными из клеёнки, целлофана и другого подручного материала колышутся обличительные плакаты и транспаранты. Вокруг протестующих ходоков,как у клеток в зоопарке сгрудились сочувствующие и зеваки.Диктор: «К августу 1990 году жизнь не улучшилась, а стало ещё хуже. Заполыхали этнические конфликты и в Москву за поисками справедливости и правды-матушки со всех концов страны потянулись ходоки.И очень скоро, по соседству с Красной Площадью образовался палаточный городок обиженных и обездоленных граждан. Проблемы собравшихся здесь людей были яркой демострацией правого беспредела советского партийно бюрократического аппарата и степени её морального разложения ».
«Меня с двумя детьми незаконно выселили из казёной квартиры,- жалуется молодая женщина,военнослужащая – и куда только я не обращалась! Всё это отписки,
-показывает стопку писем, – Главная военная прокуратура передала моё дело в
Московскую военную прокуратуру,а Московская военная прокуратура клевещет на меня. Вот у меня в руках шестьдесят две отписки. »
Босые ноги сидящей на земле пожилой женщины обмотаны цепями, рядом стоптанные башмаки,и плакат с нарисованными от руки изображением Ленина в кепочке и надписью «Наша мумия не горит! Рай + Ад = совместное предприятие Советский
Союз»
«Я была в 1962 году по злобе одурачена, и сейчас я бездомная, безработная, без всяких средств на существование.Выброшена за борт жизни в преступный мир на самовыживание.И вот решают, решают и толку мало.Побывала на Республиканской
cудебно-психиатрической экспертизе, где признана здоровой.Неформалы меня признали здоровой.Одна, другая – независимая экспертиза.Я уже не знаю,что делать?»
Женщина демонстрирует сердобольному милиционеру свой паспорт,военный билет и
рассказывает историю,как чиновники Мосгорисполкома признали её сумасшедшей и
отобрали коммунальную квартиру.
«Старшего сына посадили по статье 117 за изнасилование,на шесть лет лишения свободы, – говорит женщина из Башкирии, – а нас в это время даже в городе не было.Я доказала что сын не виноват.Он вышел в связи с отсутствием состава
преступления.За это время в психического больного превратился, но никто наказания не несёт. Нам только говорят «Вам нужно уехать отсюда». Вот как быть?»
«У меня сейчас раны гноятся,- говорит обвешанный орденами ветеран войны,- я
десять лет хожу по инстанциям,десять лет пишу,чтобы мне дали первую группу инвалидности, а мне дали вторую, по общим заболеваниям.Только из-за того,что номер госпиталя не помню! »
«Приехали сюда по вопросу аренды, – говорит мужчина в лаптях с надписью на
плакате: «Томская область город Стрежевой. Михаил Сергеевич! Верните работу и
наши теплицы». – На предприятии хотели организовать подсобное хозяйство, начали
работать, вложили в производство десятки тысяч, свой труд, время стройматериалы
угробили, поскольку вопрос на месте не мог решиться, приехали вот сюда в надежде,что здесь решится, но тщетно. Правительство нас не слышит.В том числе и
Михаил Сергеевич Горбачёв.Вопросы нигде не решаются, ни в прокуратуре, ни в
комитетах.»
«Я сама из этих людей,- говорит пожилая женщина,- меня три раза увольняли с работы по сокращению штатов. Я работала главным бухгалтером.»
«У каждого из сидящих здесь,у голодающих, есть масса отписок преступных от
прокуратуры Союза, Республик и Областных прокуратур,- говорит ветеран войны.-
Аналогичная и у меня история. Я пятнадцать лет разоблачаю не расследование
убийства,меня преследуют потому что я свидетель убийства.»
«Я прожила 57 лет и меня удивляет ,что у нас в Советском Союзе не власть над мафией, а мафия над властью командует,- говорит женщина под большим белым транспарантом с надписью «Требуем гласного расследования и суда над теми, кто совершал беззакония и покрывал должностных преступников» – Говорят, что всё для народа! Всё для народа! Фактически только по телевизору и в газете, а на самом деле ничего нет! Я из Узбекистана. Ташкентская область, город Алмалык.»
Диктор:«Тогда в тёплый августовский день 1990 года собравшиеся здесь люди и
пострадавшие и сочувствующие понимали, что Советское государство преступно и
насквозь прогнило, но никто не мог предполагать,что ровно через год оно,развалится, как глиняный колос ».
НАДЕЖДА
МОЙ АРХИВ: 20 октября 1989 г. Мы в Ташкенте.Старый город. Медресе Кукельдаш.
Рядом стоят туристические автобусы.Пожилая женщина торгует семечками. Вокруг
снуют прохожие с сумками и «авоськами». Одни спешат на базар, другие возвращаются с покупками. Газетный киоск с местными газетами : «Правда Востока», «Совет Узбекистони», «Адабиёт ва Санъат», «Кишлок Хакикати» и другие..
Улица ремесленников, у рынка Чор-су.Крошечная кузница.В горне пылает огонь.
Плавится кусок металла.Мальчик качает меха.Багровый кусок железа подхваченный кузнецом попадает на наковальню и очень скоро под ударами молота начинает напоминать кетмень.Другой мужчина затачивает лежащие на земле полуфабрикаты:
серпы, ножи, топоры и складывает готовую продукцию на прилавок для продажи. В мастерской расположенной по соседству с кузницей ремонтируются медные самовары, тазы и кумганы. В другой мастерской изготавливаются и продаются самодельные шкафы и сундуки украшенные тонкими полосками цветной жести.В третьей мастерят красочные детские кроватки-бешики…
Диктор:«В восьмидесятые годы прошлого века Узбекистан оставался аграрной провинцией СССР, где благополучно уживались социалистические лозунги и феодальные отношения.Местные газеты тиражировали пропагандистскую агитацию Кремля посвящённую реформам и обновлению.«Ленинский социализм!» «Гласность!» «Плюрализм!»
Лозунги перестройки, как живительные капли дождя упали на истощёную после
истребления джадидов почву общественно – политической мысли.Но простые люди в
массе своей были инфантильны к новым веяниям,а чиновники иронично саботировали
перестройку,как очередную пропагандистскую кампанию центра …»
На продажу выставлены изделия местных гончаров – незатейливая посуда из керамики и глины. Рядом с продавцами посуды,прямо на проезжей части орудует брадо брей. Тем временем, позади улицы кустарей возводится купол нового рыночного комплекса Чор-Су. Вращается стрела башенного крана.Суетятся рабочие – монтажники.
Несмотря ни на что торовля на развалинах старого базара не останавливается ни
на минуту.На земле горы арбузов и дынь,овощи,фрукты.На прилавках : мясо,каймак,
мёд, халва, лепёшки, ткани, женские платья,халаты, тюбетейки и другие товары
домашнего обихода. С криками «Заказ сомса!» носятся продавцы самсы с корзинами.
Парится янтарный плов в казанах,дымят шашлыки на мангалках, жарится рыба и пирожки с гуммой. И ещё! Здесь много сапожников.Одни примостившись на низеньких
стульчиках ремонтируют обувь, другие прямо на глазах у прохожих шьют ичиги и
кауши.Картину дополняют батраки, мардикёры, которые как мухи облепили потенциального покупателя.А из колокола висящего на столбе репродуктора звучит заунывная народная песня о тяжкой доле труженика,которая звучала и сто лет назад
Диктор:« Как и сто лет назад у нас процветало кустарное производство. Как и сто лет назад у нас господствовало патриархальное мышление.Как и сто лет назад средством существования была торговля.Как и сто лет назад предлагали свои услуги мардикёры. Без развития национальной промышленности и внедрения новых технологий
– Узбекистан был обречён на полуфеодальное существование…»
Камера минует высотное здание гостиницы «Москва», по тесным улочкам старого
города движется к Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана и
останавливается возле мечети Хостиимом…
В объективе общий план храма. Мимо идут редкие прохожие, едут автобусы и легковые машины.
Диктор: «После джадидов основным врагом Советов стало духовенство. КГБ боролось с ишанами,подпольными религиозными школами и самиздатовской религиозной
литературой…Которые сексоты сами время от времени инициировали.Если не считать
нескольких собраний Комитета по спасению Арала в 1988 году в актовом зале Союза писателей,первой приметой перестройки в Узбекистане стала демонстрация мусульман по улице Навои в Ташкенте 3 февраля 1989 года с требованиями сместить за воровство муфтия Шамсутдина Бабахана. После чего на четвёртом курултае мусульман Средней Азии и Казахстана, который проходил в Ташкенте в марте 1989 года прежний муфтий был смещён, а новым главой Духовного управления мусульман был избран молодой и представительный андижанский имам – Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.
Правда, через три года,мусульмане обвинят в воровстве и нового муфтия и попытаются возвратить на прежнюю должность Шамсутдина Бабахана. Давайте посмотрим как это происходило.»
Ташкент 8 января 1992. Мы в центре старого города.Здание Духовного управления
мусульман оцеплено милицией.Дюжина Ташкентских имамов во главе с Шамсутдином
Бабаханом окружённые полусотней прихожан выходят из мечети Хостиимом и направляются к воротам духовного управления.Кто-то из организаторов «мятежа» кричит в мегафон:
– Аллах послал такого президента, какого мы заслуживаем! –
– Аллаху Акбар! – Ревёт толпа.
– Мы не успокоимся пока не уйдёт муфтий! – Кричит человек с мегафоном.
– Аллаху Акбар!.. Аллаху Акбар!.. Аллаху Акбар !.. – Ревёт толпа.
Как ни странно,после недолгих переговоров с милицейским руководством Шамсутдина Бабахана с эскортом пропускают в ворота духовного управления.Где его с
широко распростёртыми объятиями встречает один из заместителей Мухаммад Садыка
– Юсуфджан Шакиров. И все входят в приёмную муфтия. – Ломай двери! – Кричит кто
то из «мятежников»…
– Нет! Нет! Не ломайте! – Неуверенно возражает Шамсутдин Бабахан. Тем ни менее двери в офис Мухаммад Садыка вскрываются и все заходят в кабинет главы
духовного управления…(Каким несчастным должен быть народ чьи духовные лидеры
подозреваются в воровстве.)
Тем временем, кто-то из приближённых Мухаммад Садыка сообщил патрону о несанкционированом вторжении в офис и он с охраной из числа своих сторонников в
спешном порядке выходит из ворот мечети Хостиимом и юркнув в салон жигулёнка
быстренько покидает опасное место.
Диктор:«Трудно понять,кто из этих мулл в борьбе за власть служил богу, а кто дьяволу? КГБ сросшееся с Духовным управлением мусульман презирало корыстных и
за редким исключением малограмотных чиновников от религии и цинично манипулировало ими. Правда,при этом контора мелких бесов попирала конституцию и топтала религиозные чувства верующих.» Пока у нас главной приметой перестройки была борьба мулл за власть, перенесёмся в Прибалтику.
ХРОНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ:
Литва.Вильнюс.На кафедральной площади,проходит многотысячный митинг Саюдиса
Композитор Витаутас Ландсбергис, актёры Регимантас Адомайтис и Казимирас Антанавичюс, писатель Витаутас Бубнис, ректор Вильнюсского университета Юозас Булавас и другие приветствуют знаменосцев несущих над головами трёхцветное полотно гигантского национального флага Литвы.Стадион Жальгирис переполнен людьми.Надписи на транспарантах: « Свободу Литве!»«Окуппация Литвы – национальная трагедия!» «Договор Молотова – Риббентропа – рреступление!» Собравшиеся приветствуют руководителей Литвы Альгирдаса Бразаускаса и Казимиру Прунскене.Здесь полный триумф оппозиции…
Армения. Ереван. По центральной улице армянской столицы движется много тысячная колонна демонстрантов с портретами Ленина и Горбачёва.Над головами транспаранты одобряющие политику партии.Люди машут руками и скандируют:
– Ленин! Партия! Горбачёв!- Здесь тоже своеобразный триумф оппозиции.
Диктор: «Для поддержки перестройки КГБ инициировало неформальные движения, которые по замыслу Центрального Комитета коммунистической партии должны были сыграть роль китайских хунвейбинов в борьбе с консервативным средним слоем советской бюрократии. Возможно,этим бы и закончилась перестройка,если бы не Прибалтийские страны.Оккупированные Советским Союзом в 1940 году они терпеливо ждали своего звёздного часа,чтобы отделиться от империи. И такой час настал.В 1988 году под популистские лозунги Михаила Горбачёва в Литве был создан «Саюдис» неформальное народное движение в помощь перестройке.Куда вошли известные деятели культуры и видные представители партийной элиты.В этом же году для поддержки партии и курса Горбачёва народные фронты появятся в Латвии, Эстонии, Украине, России и Закавказских республиках.И очень скоро, вопреки планам спецслужб превратятся в национально-освободительные движения.”
КОНЕЦ ХРОНИКИ.
МОЙ АРХИВ: «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СОГЛАСИЕ», «KAUNO AIDAS»,«ТАРТУССКИЙ КУРЬЕР» Это информационные биллютени Литовского движения за перестройку.«ВЕСТНИК» – Народного фронта Эстонии. «ТРИБУНА» Народного фронта Белоруссии.
Диктор: «Посредством контактов наших граждан с другими регионами и правдивой
информацией о политических процессах в Прибалтике,Украине,Белоруссии, Странах
Закавказья и России политизируется и Узбекистан…»
Ташкент, улица Пушкина – 1.Союз писателей Узбекистана.Перед фасадом с громадным на всю высоту здания портретом Ленина беседуют Рауф Парпи и Ботыр Норбоев.
Актовый зал союза.Выступают Мухаммад Салих,Абдурахим Пулатов,Дадахон Хасан,
Зохир Аълам.Диктор: « Осенью 1988 года группой прогрессивных деятелей отечественной литературы, науки и культуры,предварительно собравшимся в доме Дадахона Хасанова, а 11 ноября в Союзе писателей Узбекистана была создана инициативная группа неформального движения по защите экологии, духовных и материальных богатств Узбекистана «Бирлик»…
Ташкент 19 марта 1989 года. Площадь Ленина.Члены «Бирлик» возлагают цветы к
памятнику Ленина. В руках у людей портреты Ленина и Горбачёва транспаранты с
лозунгами : «Да здравствут Михаил Горбачёв!» «Узбекскому языку статус государственного языка».
Диктор: «19 марта 1989 года на площади Ленина в Ташкенте соберутся около трёх
тысяч человек и от имени движения возложат цветы к памятнику Ленина.Затем пройдёт первый несанкционированный митинг.Судя по тому,что «Бирлик» свои первые шаги делал по схожему с другими неформальными движениями сценарию можно предполагать, что среди учредителей «Бирлик» были и агенты спецслужб.»
Ташкент. Чукурсай. 9 апреля 1989 года.Панорама с верхней точки.Крыши домов утопают в нежной зелени пробуждающихся к жизни растений.Цветёт персик – символ весны,символ возрождения .Звучит песня Дадахона Хасана посвящённая Михаилу Горбачёву.Через проём полуразрушенного кирпичного забора в неухоженный двор общества слепых сходятся молодые люди с транспарантами и портретами Ленина и Горбачёва.
«Долой монокультуру хлопка», «Узбекскому языку статус государственного», «Спасём Арал» «Бирлик должен быть зарегистрирован» По этим надписям можно догадаться о цели собравшихся здесь людей.Около тысячи человек расположились вокруг
поющего на возвышении Дадахона Хасана. В центре амфитеатра на заросшей травой
площадке танцуют четыре девушки.Позади музыкантов, аккомпанирующих певцу, стоят поэтесса Гульчехра Нуруллаева, журналист Ахмад Агзам, писатель Зохир Аълам,
поэт Мирза Кенжабек,кибернетик Абдурахим Пулатов,преподаватель Кахрамон Гуламов, философ Тохир Каримов, математик Шухрат Исматуллаев, художница Азиза Маматова.
Диктор:«Вместе с цветами персика пришла весна и в нашу политическую жизнь.
Народ Узбекистана пробудился после полувековой спячки. Длительная колонизация
и большевистский террор не смогли искоренить мечту о свободе и достойной жизни.
Однако здесь в отличии от Прибалтики,не видно известных руководителей партии и
правительства.Да и сам митинг разрешён на задворках Ташкента…
Казалось бы, в восьмидесятых годах прошлого века мечта джадидов о национализации местных кадров свершилась.И пора было бы чиновникам послужить собственному народу.Однако после многочисленных репрессий духовная связь властной элиты с отцами основателями Узбекистана прервалась.Усман Юсупов и Шараф Рашидов продолжившие кадровую селекцию привели к власти серых беспринципных людей, которые манипулируя общественным мнением посредством дворцовых учёных, деятелей культуры и искусства в первую очередь обслуживали Кремль, себя и свои кланы.
Поэтому озабоченные сохранением власти они не только боялись демократизации и
гласности. А более того, всячески препятствовали реформам. Сейчас учёный Абдурахим Пулатов – лидер Бирлика отойдёт от дворцовых традиций и впервые публично обвинит местное руководство в саботаже перестройки.»
Спев песню Дадахон Хасан представляет слово доктору технических наук Абдурахиму Пулатову. «Пять месяцев не очень большой срок, однако за это время Народное движение Бирлик добилось значительных успехов. Мы с вами вынудили руководство Узбекистана сделать первые шаги для признания узбекского языка в качестве
государственного. Год назад никто и не думал о таких вот лозунгах, что вы держите в руках.Однако сегодня, благодаря революционной перестройке начатой руководителем нашего государства Михаилом Сергеевичем Горбачёвым мы громогласно осмелились заявить о наших проблемах. И ещё следует особо подчеркнуть, что в Узбекистане перестройка не идёт,если вообще можно об этом говорить.Более того!
Наши местные власти оказывают сопротивление принципам демократизации и гласности.»
Диктор: «Сопротивление местных властей процессам перестройки объяснялось
очень просто.Местная власть на самом деле была противницей реформ и все свои
действия согласовывала с противником Михаила Горбачёва, и своим куратором
Егором Лигачёвым – духовным отцом всех консервативных сил. »
«Верю,что ваши добродетельные шаги дадут положительные плоды.Во имя бессмертных произведений великого Алишера Навои, во имя орошённых горючими слезами поэтических строк Мухаммад Бабура – узбекский язык должен стать государственным языком Узбекистана..- ( Бурные овации ) Это писатель Эркин Агзам читает участникам митинга послание одного из рупоров местной бюрократии – поэта Эркина Вохидова. – Диктор: «Разумеется, у местной партийно-хозяйственной номенклатуры были и свои скромные мечты. Сейчас среди общих высокопарных слов об узбекском языке Эркин Вохидов выскажет осторожное мнение о республиканском хозрасчёте. – Чтобы не подвергать сомнению нашу дружбу разговорами о долгах Узбекистана перед государственной казной, и измышлениях, что мы живём за счёт дотаций центра и чтобы наконец-то выяснить кто-кого кормит, было бы целесообразно ввести у нас хозрасчёт.- Диктор:«И вот,что ещё он скажет. » – Республиканский хозрасчёт будет всесторонне полезен. Хозяин своей земли,своего имущества – это свободный человек! Народ владеющий своей землёй и своим имуществом – это свободный народ! ( Бурные овации) Придёт такой день и демократия впервые раскрывающая у нас свои лепесточки добьётся полной победы.(Овации) Наш хлопок, коконы, каракуль, золото,газ и другие сельскохозяйственные и промышленные товары оценё ные на мировом рынке найдут свою подлинную стоимость.» ( Бурные овации)
Диктор:«После провозглашения Государственной Независимости –партийно-хозяйственая номенклатура, семьдесят лет вещавшая о равенстве и социальной справедливости разворует и приберёт к рукам всё национальное достояние страны.
Народ будет закабалён пуще прежнего,а Эркина Вохидова объявят героем.»
«Говорят, что посеешь – то пожнёшь!Но мы узбеки, не можем пожать то что поселяли…
– Диктор: Поэт Мира Кенжабек читает послание Мухаммад Салиха. – Из почвы, где
казалось,мы посадили семена добра растёт чертополох. Саженец посаженный нами
из добрых побуждений ломается об нашу же голову.Из за этой чрезвычайной ситуации мы потеряли равновесие.»
Диктор « В восьмидесятые годы борьба с коррупцией нанесла ощутимый урон местной номенклатуре.После самоубийства Шарафа Рашидова и суда над его подручными, вместо посаженных в тюрьму местных чиновников в Узбекистан из России были командированы новые кадры партийно-хозяйственной номенклатуры.Так называемый, «Московский десант.» Между национальными и пришлыми кадрами началась ожесточёная борьба, за влияние.Которая частенько заканчивалась репрессиями местных кадров.
Спасительная гласность позволила местной бюрократии с помощью учёного Эркина
Юсупова и писателя Исфандияра отчаянно разоблачать конкурентов.”
«Прекратите унижать узбеков, ведь они не заставляют вас учить узбекский язык.-
Поэт Мирза Кенжабек читает послание Мухаммад Салиха.( Странно слышать апостольские послания наших лидеров, которые в отличии от Петра и Павла жили в Ташкенте, а не в Иерусалиме. ) – Когда и кому они говорили убирайся вон из Узбекистана?
Когда и кого они обвиняли в том, что едят наш хлеб? Даже сегодня под градом
оскорблений они не говорят этого.Поэтому хватит их репрессировать Прекратите
сажать в тюрьмы невинных людей!» ( Бурные аплодисменты)
Диктор:«К сожалению, Мухаммад Салих тоже озвучил позицию местной бюрократии.»
МОЙ АРХИВ: Газета «ТАШКЕНТСКАЯ ПРАВДА» от 23 февраля 1989 г. Статья первого
заместителя МВД.Узбекской ССР генерала Э.А.Дидоренко:
«ПО ДОРОГЕ В ТУПИК ВЕДУТ ТЕ КТО ОБОСТРЯЮТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Диктор: « Мнение русского десанта месяцем ранее озвучил зам. министра внутренних дел Узбекистана генерал Дидоренко. Он обвинил Эркина Юсупова в продажности. Узбекскую бюрократию в коррупции. Писателя Исфандияра обвинил в связях с
мафией. Правда, некоторые аргументы генерала были не беспочвенны. Однако это не
означает, что Дидоренко и компания были ангелами.И сам Эдуард Алексеевич и сменивший местных репрессированных чиновников московский десант, как и их узбексские соперники за редким исключением были хищниками.Такова была сущность всей партийно – хозяйственной номенклатуры. И об этом мы поговорим позже. »
«Сражался и сражаюсь на сегодняшний день с этими генералами, – говорит писатель Исфандияр,- это Дидоренко,Гайданов,Теплов, именно они своими подписями
посылали невиновных людей в тюрьмы и лагеря.Сейчас они выходят, сейчас освобо
ждаются.И знаете,что я хочу сказать.Вот здесь нас окружает милиция, да? Они
должны нам помогать.Ведь они сами страдали.Почему я это вам говорю. Когда
организовывались провокации против меня, мне звонили из милиции и редупреждали: «Исфандияр не ходите туда, потому что там вас ожидает провокация»- (Выступление Исфандияра снимают несколько фотокорреспондентов местных газет и оператор программы «Ахборот» узбекского телевидения.Почему к нему такое пристальное внимание?… ) -Мне звонили мои товарищи из партийных органов:«Исфандияр!
Будьте осторожны вас там ожидает провокация ». Я так рад,что сегодня мы сами себя охраняем.Здесь нам никто не мешает.И то что нас сюда загнали это прекрасно!
Сегодня мы родились. Наверху ещё не знают,что мы есть!Они сейчас осторожно приглядываются к нам! Кто они такие? Что нужно делать? Поэтому самое главное – дисциплина!» ( Бурные аплодисменты)
Диктор: « Выступление Исфандияра на этом митинге стало открытой кульминацией
противоборства местной бюрократии и московского десанта. » Давайте оставим митинг на Ташкентском пустыре, где Исфандияр радуется, что чиновники позволили людям открыть рот и, подобно Олимпийским богам, на четвёртый год перестройки осторожно присматриваются к оппозиции и перенесёмся в Прибалтику.
ХРОНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Литва. Вильнюс.Штаб квартира «Саюдиса.»Член политбюро ЦК. КПСС Александр Яковлев совещается с активистами литовской оппозиции. Ночь.Митинг на кафедральной площади. Много людей с национальными флагами Литовской Республики. На трибуне Витаутас Ландсбергис. Будущий президент Литвы читает обращение Саюдиса к литовским гражданам.
Диктор: « В Литве обсуждается законность Пакта Молотова-Риббентропа.После
консультаций с лидерами «Саюдиса» Александр Яковлев – кремлёвский соратник
Горбачёва выступит на втором съезде народных депутатов СССР. И факт оккупации
Прибалтики согласно преступному сговору между Гитлером и Сталиным в 1940 году
будет публично осуждён Народными Депутатами СССР.»
КОНЕЦ ХРОНИКИ.
МОЙ АРХИВ:15 апреля 1989 года. Ташкент ул. Навои. 9 часов утра. Движутся
потоки автомобилей: жигули, волги Газ – 24. Дымят львовские автобусы, тарахтят
трамваи и троллейбусы.По тротуарам снуют озабоченные пешеходы.Перед зданием
Агро-Промышленного Комитета Узбекистана стоят около пятидесяти пикетчиков. Это
студенты, рабочие и служащие – члены Народного Движения Бирлик.Они пришли
сюда, чтобы поддержать своего лидера, поэта Мухаммад Салиха.На стволе чинары
висит плакат с надписью:«Всех кандидатов в депутаты включить в билютени.»
Диктор: « 26 марта начались выборы народных депутатов СССР. Узбекистану союз
ным руководством было предоставлено 107 депутатских мандатов.Мухаммад Салиx был одним из семи претендентов в депутаты по 117 октябрьскому национально-территори альному округу.»
Актовый зал агропромышленного комитета.На сцене бюст Ленина.В президиуме сидят семь претендентов в народные депутаты.Среди них Мухаммад Салих и его главный соперник Акрам Иргашев – управляющий трестом «Узбекгидроэнергострой». Все
места в зале заполнены доверенными лицами избранников, по три,четыре человека.
И от каждого кандидата в депутаты ещё пять, семь человек представителей с мандатами для голосования..И массовка! Это представители партийно-хозяйственного
актива которые по решению райкома партии приглашёны окружным собранием для участия в голосовании.(Именно от симпатий и антипатий этой массовки с мандатами
зависет судьба кандидата в депутаты ) Доверенные лица Салиха: писатели Одил Якубов, Омон Матчон, Миразиз Агзам, поэты Шукрулло, Гульчехра Нурулаева, журналист Исмат Хушев. У некоторых из них есть мандаты для голосования.Но их слишком мало, чтобы набрать большинство.На трибуне Мухаммад Салих читает притихшей аудитории свою предвыборную программу: ¬«Я не могу обещать вам ,что прекращу монокультуру хлопка!Но обещаю не щадить себя в борьбе с этим злом. Я не могу обещать вам, что разрешу продовольственную программу, но приложу все усилия,и даже откажусь от должности и привилегий, что бы вы чувствовали себя равными среди других народов и с горостью несли звание узбека.Те кто во времена Брежнева процветал, сегодня заявляют,что были жертвами Брежнева,те кто были лизоблюдами Рашидова, сегодня говорят,что Рашидов их притеснял и ждут от нас наград! Но те кого действительно искалечил Сталин, оскорбил Брежнев, и притеснял Рашидов молчат в сторонке, ибо истина не умеет защищаться, истина не оправдывается. Ибо это ниже её достоинства. Слава богу,сегодня это племя мошенников разоблачено.Слава богу,что народ, который выглядел варваром в их заплывших жиром глазах, сегодня пробуждается. Количество переходит в качество.Возрождается знамя чести и достоинства.
Только не следует жаловаться,что вы поцарапались или ушиблись. Примите за честь
ваше оцарапанное колено и ушибленное лицо.» –
Диктор: «Речь Мухаммад Салиха была честной и эмоциональной.Однако национальная номенклатура использовавшая поэта в качестве страшилки для детей в своих
разборках с московским десантом не спешила поделиться с ним властью. »
Улица Навои. На растущих вдоль тротуаров чинарах распустились нежные почки.
Перед фасадом Агро-Промышленного комитета стоят пикетчики с лозунгами и транспарантами «Голос народа Мухаммад Салиху», «Раскрой Глаза! Мухаммад Салих сын народа», «Отдадим голоса Мухаммад Салиху» Представитель махалли Миробид Иноятов, делегированный на окружное собрание говорит следующее:«Я из махаллинского комитета Литвин Октябрьского района.Во – первых,из нашей и соседних махаллей здесь никого нет. Во – вторых, когда мы всё же пришли, говорят,что опоздали. В третьих, людей делегированных от других организаций, махаллей и рабочих советов не пропускают для участия в голосовании окружного собрания потому,что нет мандатов.
В райкоме партии никого нет. В девять утра все разошлись по объектам.» Говорит
Фатхулла Джураев:« Мы делегированы от махалли Кукча.Пришли со справкой и печатью от махаллинского комитета.Встретились с работниками 117 избирательного
участка, но нам не дали мандат.Только после уговоров одному нашему представителю дали пригласительный билет и он прошёл на собрание.Но у него нет мандата и он не может участвовать в голосовании.»
15 апреля 1989 года 11 часов. Мы у админстративного здания Кировского районного Совета города Ташкента.Как и перед Агропромом здесь собрались активисты
Движения Бирлик. Диктор : Такая же ситуация сложилась и в Кировском 598 территориально – избирательном округе, где выдвигался Абдурахим Пулатов» Фойе исполкома Кировского исполкома.У запертых дверей актового зала стоит охранник. Несколько членов Бирлика пытаются уговорить охранника пропустить их на заседание
окружного собрания. Но милиционер переодетый в штатское не поколебим.Говорит
рабочая авиационного завода Гульхумор Полвонова: «Наш кандидат в депутаты
Абдурахим Каюмович Пулатов. Члены исполкома пропустили в актовый зал своих специально подготовленных людей, а нас не пропускают.Поэтому мы и стоим здесь. Говорят гласность, демократия, заперли изнутри двери и сами голосуют. Посмотрите.»
– Гульхумор дёргает дверную ручку и пытается её отпереть…
Диктор: « В этот день бюрократия продемонстрировала оппозиции,кто хозяин выборов.» Говорит преподаватель транспортного института Махмуд Инаков: « В голосовании принимают участие только избранные люди работающие на чиновников,в интересах чиновников. Школа номер 271 выдвинула кандидатами в депутаты Мухаммад Салиха и Абдурахима Пулатова. Третий секретарь райкома партии, вызвав руководителей этой школы заставил анулировать протокол и написать новый и уверял,что наши избранники не пройдут в окружной комиссии.»
Актовый зал Кировского исполкома.На сцене бюст Ленина и кумачёвый транспарант
с надписью «Решения ХХYII съезда КПСС в жизнь!»В президиуме сидят семь кандидатов в народные депутаты СССР. Основные претенденты: Абдурахим Пулатов и Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. В зале доверенные лица будущих народных избранников, по три четыре человека с каждой стороны и десяток приглашённых болельщиков.
Здесь же сидят секретари Кировского райкома партии,работники исполкома, активисты района – знакомая массовка.Доверенные лица Пулатова: поэт Жамол Камол,учёный Олим Каримов, учёный Тахир Каримов, художница Азиза Маматова. Приглашённые: академик Бек Ташмухамедов, преподаватель Кахромон Гуламов и ещё несколько человек с мандатами. Доверенными лицами Мухаммад Садыка были бессменный заместитель муфтиев САДУМ Юсуфджан Шакиров, муллы духовного управления и священник православной церкви. И около четверти аудитории занимали имамы местных мечетей и их прихожане.
Диктор: «Абдурахим Пулатов был обречён. Человек с чалмой для обывателей с
патриархальным сознанием предпочтительнее лидера оппозиции.И конечно же власти были осведомлены об этом. Это была аппаратная игра.А все присутствующие
были статистами в пьесе под названием «Первые демократические выборы.» По всей
видимости, постановка спектакля началась месяцем ранее,когда спецслужбы инициировали переворот в Духовном Управлении мусульман Средней Азии и Казахстана и привели к власти Мухаммад Садыка Мамаюсупова. И теперь прикладывали усилия, чтобы послушный человек с чалмой сел в депутатское кресло в Кремлёвском дворце съездов, как красноречивое свидетельство перестройки.Но это не самое худшее. И об этом я скажу позже».. Выступает доверенное лицо Абдурахима Пулатова поэт Жамол Камол : « Я не разделяю устоявшегося мнения ,что в парламент должны быть делегированы определённое количество рабочих, колхозников и доярок. Парламент это мозг страны.В парламент должны избираться самые умные, самые эрудированные, мыслящие люди не зависимо от профессиональной принадлежности. Мы с удовольствием слушали выступление муфтия.Этого человека мы должны выдвинуть депутатом. Мы с удовольствием слушали выступление Абдурахима Пулатова этого человека мы тоже должны выдвинуть в депутаты..К сожалению предоставлено только одно место. Если бы это зависело от меня я бы выбрал Абдурахима Пулатова и уважаемого муфтия»
Диктор :« Благоговением перед чалмой страдали не только обыватели, но и просвещённые представители оппозиции.Поэт Жамол Камол – доверенное лицо Пулатова, долго превозносил достоинства муфтия Мухаммадсадыка – оппонента Абдурахима и так увлёкся,что отнял весь лимит времени отпущенный для остальных доверенных лиц кандидата. И в конце концов призвал всех сидящих в зале отдать свои голоса за Абдурахима и Мухаммад Садыка.» Конец выступления Жамол Камола: «Разве справедливо ставить на одну и ту же доску капусту и хлопок? Вот о чём должен говорить депутат.Я прошу вас отдать свои голоса за Абдурахима Пулатова и в то же время я прошу отдать ваши голоса за господина муфтия. У его светлости великие мысли.
Жизнь это бескрайний лес и у этого леса есть хозяин.Поэтому очень и очень важно изучение религии и вера в бога!» ( Удивлённые лица сторонников Пулатова.
Громкие аплодисменты приверженцев муфтия.)
И вновь мы на улице Навои, где в актовом зале агропрома проходит окружное
собрание 117 избирательного округа.На трибуне писатель Одил Якубов.: «Я должен
сказать,что вокруг Мухаммада Салиха идут очень много разговоров,может быть,
очень может быть,что среди них есть и справедливые.В целом Мухаммад Салих очень
талантливый поэт. Он выступает за советскую власть.За нашу партию,,за рабочий
класс. И рассвет нашей национальной культуры.И в этом я не вижу ничего плохого.
А если и были перекосы,то они идут не только от него,но и от некоторых средств
массовой информации.»
Диктор: «Писатель Одил Якубов оправдывался перед аудиторией, как отец нерадивого ученика.Из-за негативного образа созданного реакционными газетами люди сидящие в зале к лидеру оппозиции относились враждебно.» Председательствующий окружного собрания Шоиноят Шоабдурахманов – будущий глава Ташгорисполкома объявляет перерыв.Улица Навои.Камеру окружили пикетчики.На фоне парадный фасад агропрома.
Плакат с надписью«Включить в биллютени всех кандидатов»Говорит поэт Мирза Кенжабек: «Я бы не стал говорить о злом умысле,если бы не знал,что со двора Кировского райкома партии на четырёх автобусах привезли каких-то людей.Я сам ехал в одном из автобусов и видел организаторов,которые готовили этих людей. На мой взгляд, именно здесь на окружном собрании нарушается демократия. Потому что специально подготовленные люди будут голосовать не за тех,кого выдвигает народ, а
за предварительно отобранных кандидатов.» Говорит журналист Исмат Хушев: «В
зале сидят люди,которые задают провокационные вопросы. И таким образом, настраивают всех участников собрания против Мухаммад Салиха.Сейчас он пребывает в тяжёлом положении.Конечно хорошо,что впервые в Узбекистане проводятся такие выборы.
Но вместе с тем стало ясно,что мы не готовы к этим выборам.Товарищи!Все канди-
даты в депутаты должны быть внесены в избирательные биллютени Это будет прави-
льно! Я разговаривал с Мухаммад Салихом, он сказал,что надежды нет.Положение
критическое.Говорят,там сидят первые секретари райкомов.Но тем ни менее, мы не
будем сидеть сложа руки.»
Между колоннами парадного входа в здание агропрома стоят несколько чиновни-
ков.Они иронично улыбаются глядя на пикетчиков с транспарантами в поддержку
Мухаммад Салиха.Актовый зал. Выступает поэт Шукрулло: «Кто будет бороться с
бюрократизмом?Мы обличаем культ личности Сталина.Кто будет бороться с сегодняш-
ими проявлениями этого культа?..Учебники плохие! Женщины в кишлаках страдают
белокровием! Дети болеют желтухой!Кто с этим будет бороться?..»
Диктор: «Поэт Шукрулло выступал страстно и убедительно,но бюрократия уже дав-
но сделала свой выбор в пользу Акрама Иргашева – управляющего трестом «Узбек-
гидроэнергострой» и муфтия Духовного управления мусульман Средней Азии и Каза
хстана Мухаммад Садыка Мамаюсупова. А окружные собрания,как я упоминал выше
были не более чем лицемерной игрой власти,демонстрирующей «демократизм и
легитимность» выборов. Говорит поэт Шукрулло: «Будут ли депутаты решать пробле-
мы своего народа? Будут ли решать проблемы партии? Какой вклад они сделают в
перестройку и гласность? Нам в первую очередь необходимо нравственное воспита-
ние людей.И если Мухаммад Салих будет способствовать духовному развитию, значит
он выполнит свою миссию в качестве депутата.»Пока поэт Шукрулло убеждает чинов-
ников выдвинуть в депутаты,хотя бы одно человека из оппозиции перенесёмся в
Россию и Прибалтику.
ХРОНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Россия.Москва, Ельцин протискивается сквозь толпу своих стронников.Телохраните
ли раздвигают живой коридор и помогают ему двигаться.Все скандируют «Ельцин!
Ельцин! Ельцин!» В руках у людей множество транспарантов в поддержку Ельцина.
Избирательные участки.Идёт подсчёт голосов отданных за Ельцина.Литва,Вильнюс.
Кафедральная площадь.Народ Литвы цветами и аплодисментами приветствует поднима
ющегося на трибуну Витаутаса Ландсбергиса.Лидер Саюдиса подойдя к микрофону
размахивает в ответ букетом красных роз. Диктор: «Выборы в России консолидирова
ли демократическую оппозицию вокруг личности опального партийного функционера
Бориса Ельцина.А выборы народных депутатов в Литве завершились абсолютной побе
дой Саюдиса. » Россия.Москва. Кремлёвский Дворец съездов.Горбачёв пытается сде
лать внушение литовской делегации.В ответ депутаты Литвы дружно покидают съезд.
Вслед за своими соотечественниками президиум покидает и первый секретарь лито
вской коммунистической партии Альгардас Бразаускас.Диктор : «На первом съезде
народных депутатов СССР в ответ на попытки Горбачёва манипулировать депутатами,
посланцы Литвы покинут заседание съезда.Посмотрите, какое единодушие. Вслед за
соотечественниками покинет трибуну и руководитель Литвы Альгирдас Бразаускас.
Усилия партийной номенклатуры избрать послушный союзный парламент,провалились.»
КОНЕЦ ХРОНИКИ.
МОЙ АРХИВ:Ташкент.10 часов утра 28 мая 1989 года.Улица Пушкина -1 Союз писате
телей Узбекистана.Поэт Шукрулло,писатели Миразиз Агзам,Пирмат Шермухамедов
входят в переполненное людьми фойе.В актовом зале союза писателей аншлаг.На
трибуне Абдурахим Пулатов.Лидер Бирлика объявляет распорядок курултая.Среди
сидящих в зале: Гульчехра Нуруллаева,Дадахон Хасанов,Шухрат Исматуллаев,Эркин
Вохидов,Омон Матчон,Ахмад Агзам,Олим Каримов,Дамин Нарзыкулов,Зохир Аълам,
Усман Азимов,Ботыр Норбоев,Сулаймон Азимов,Бек Ташмухамедов,Тохир Каримов,
Баходир Джалолов,Азиза Маматова, Зохид Хакназаров, Тоиба Туляганова, Фахритдин
Худайкулов и другие.На стол президиума ложатся предложенные активистами проекты
устава и программы Народного Движения Бирлик.На русском и узбекском языках.
Один из проектов озаглавлен: «ПРОГРАММА ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ, ДУХОВНЫХ И
МАТЕРИАЛЬНЫХ БОГАТСТВ УЗБЕКИСТАНА «БИРЛИК» Рядом лежат тезисы к программе
«Бирлик» с анализом политической ситуации сложившейся в Узбекистане.Учёный
Дамин Нарзыкулов предлагает голосовать .У делегатов курултая счастливые лица
они открытым голосованием утверждают программу и устав.На стол ложится издан-
ная в 1990 году в Ташкенте новенькая брошюра с надписью: «НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
УЗБЕКИСТАНА БИРЛИК. ПРОГРАММА И УСТАВ.» Диктор: « 28 мая 1989 года в актовом
зале Союза писателей Узбекистана состоялся учредительный съезд «Народного
Движения Узбекистана Бирлик» Были избраны Центральный Совет,Президиум Централь-
ного Совета и председатель – доктор технических наук Абдурахим Пулатов.Были
утверждены Устав и Программа.Целью движения было объединение народов Узбекиста-
на и повышение их социально- политической активности для создания независимого
демократического, правового государства.Окончательная редакция устава и прог-
раммы с поправками второго и третьего съездов будет издана в следующем 1990
году. »
ХРОНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Диктор программы «ВРЕМЯ» первого канала объявляет о массовых беспорядках в Фер-
ганской области. Репортаж собственного корреспондента ЦТ в Узбекистане Мухтара
Ганиева.На экране сожжённые дома турков месхетинцев, и взволнованные лица жите
лей Ферганы. Интервью очевидцев.Солдаты в касках и бронежилетах. Лагерь бежен-
цев.Похороны жертв трагедии.Аэропорт Ферганы. Большегрузые самолёты с медицин-
ской помощью.
КОНЕЦ ХРОНИКИ
МОЙ АРХИВ:Газета «Ферганская правда.»На первой странице рядом с информацией
с первого Съезда народных депутатов СССР обращение правительства к жителям Фер
ганской области. Заголовки других репортажей: «Глазами очевидцев», «Хроника
Маргиланской трагедии», «С болью в сердце», «Правда о Кувасае», «Горячее небо
над Кокандом» Обращение Мухаммад Салиха: «Взываю к совести!»
Диктор: «В дни работы первого съезда – четвёртого и пятого июня в ферганской
области произошла массовая резня турок – месхетинцев. Поводом послужили лживые
слухи о «зверствах турок» в городе Кувасае.Выступления лидеров оппозиции перед
обезумевшей толпой и их обращения в печати были бессмысленны.Погромщики управ-
лялись уголовниками. Финалом провокации стала чудовищная бойня невинных людей
седьмого и восьмого июня учинённая властями в городе Коканде. »
Больница города Коканда 9 июня 1989 года.На фасаде здания кумачовый транспа –
рант:«ДА ЗДРАВСВУЮТ СОВЕТЫ – ОРГАНЫ ПОДЛИННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ!» Палаты перепол
нены жертвами митинга,которое состоялось накануне восьмого июня на площади у
здания горисполкома.У всех огнестрельные ранения.Несколько человек лежат в реа
нимации.На цементном полу местного морга сложены голые трупы погибших…
Ферганская долина с высоты птичьего полёта.Хлопковые поля окаймлённые стрижен
ными тутовыми деревьями.Стройные тополя вдоль дорог и кишлаки утопающие в зеле
ни садов.Диктор : «Ферганская долина – многонациональная и густонаселённая ча-
сть Узбекистана.Благодатная земля! Именно сюда на почву почву бездуховности,
массовой безработицы и ужасающей бедности упали семена раздора »
9 мая 1990 года. Мы с Махмудом Инаковым и Дадахоном Хасаном приехали в
колхоз Димитрова Алты Арыкского района.Здесь на плантации бригады Тургунбая Иб-
рахимова в День Победы,когда вся страна отдыхает,трудятся дюжина молодых женщин
и трое пожилых мужчин.Они движутся выстроившись в шеренегу, и бодро размахивая
кетменями.Этот процесс называется ягона – так окучиваются молодые поросли хлоп
чатника.Подходим к дехканам поговорить о перестройке.
« У нас никогда не было водопровода, – жалуется пожилой человек с усами.- Нет
питьевой воды.Дали сотки для жилья,однако арычная вода туда даже осенью не
доходит.Нет материалов, древесины,поэтому ни один из таких вот,как мы людей не
могут завершить строительство.» По всей видимости, затронута наболевшая тема,
поэтому в разговор вклинивается возмущённая женщина: « Двенадцать душ, в
нашей семье,но мы не в состоянии покрыть крышу.» «А у меня девять детей, –
продолжает мужчина с усами. Старшего сына женил шесть лет назад.Вот стоит моя
невестка, у них тоже двое детей.Мы все живём в одной лачуге . Можно сказать,
состарился на этом поле, но до сих пор не могу построить приличный дом.А из
колхоза уехать не можем.Куда нам идти? » « Работаем не жалуемся,- говорит смор
щенный старичок с коричневым от загара лицом и поседевшей козлиной бородкой :
« Мне тоже здесь платят сорок – пятьдесят рублей и ещё государственная пенсия
– восемьдесят рублей.Так-то вот! Жив здоров. В свои восемьдесят лет никогда не
видел доктора. Слава богу! Не жалуюсь! Никогда не болел.» «Сколько лет труди –
тесь в колхозе? – Спрашивает Дадахон Хасан. – « Мне исполнилось восемьдесят
лет,- отвечает старичок, – из них около семидесяти пяти лет работаю в колхозе.
»Полевой стан.Женщины вышли на обеденный перерыв.Кто-то кормит грудью младен –
цев.Кто-то играет с детьми.Кто-то укладывает своих чад в люльки.На другом кон-
це полевого стана, сложив ноги калачиком пьют чай, знакомый старичок и пожилой
мужчина с которым мы общались на поле.Перед ними дастархан с двумя домашними
лепёшками из серой муки…
Диктор:«За последние сто лет здесь менялись правители и законы.Менялись идеоло
гии и лозунги.Менялись государственные границы.Изменился облик этой земли.Одна-
ко осталось неизменной качество преступной власти и жалкая судьба труженника. »
Мы покидаем колхоз Димитрова. Из магнитофона установленного в машине Дадахона
Хасана звучит песня «Хлопкораб». “Пообедавшие” колхозники вновь выстраиваются в
шеренгу и приступают к ягоне.И ещё долго маячат на поле их мащущие кетменями
тщедушные фигурки.
Ташкент. 3 сентября 1989 года.По улице Пушкина движется транспортный поток.У
У кафе «Уголок»расположенного напротив консерватории,как символ быстро текуще-
го времени вращается чигирь.Мы находимся на улице Германа Лопатина.Квартира на
родного депутата СССР Владимира Золотухина. В крошечном зале малогабаритки за
обеденным столом сидят члены Бирлика Абдурашит Кутбитдинов, Мамура Усманова,
Миррахмат Мухамедов и Володя Золотухин с женой и детьми.
Диктор:«Партийная номенклатура сфабриковавшая в Узбекистане выборы народных
депутатов СССР допустила оплошность.Занятая саботированием лидеров оппозиции
она проглядела нескольких смелых и независимых людей,которым всё же удалось
просочиться в парламент страны.Одним из таких людей был Володя Золотухин.Пото
мок русских старожилов, выросший в махалле, он знал узбекский язык,уважал наши
традиции и культуру..»
– Как вы относитесь к статусу узбекского языка? – Я задаю Володе каверзный
вопрос. – «Узбекский язык должен быть государственным языком это однозначно! –
Не задумываясь отвечает Володя. – Даже в платфоме ЦК.КПСС это изложено. По –
моему нужно приветствовать,что народ стал участником перестройки, написал прог
рамму, стал задавать острые вопросы руководству.Это нормальный демократический
процесс вызванный преобразованиями в нашей стране и я иногда не понимаю руковод
ство нашей республики,которое несколько напугано этими событиями.Нужно радовать
ся,что люди уже не хотят быть, извините за выражение стадом, а хотят принимать
активное участие в жизни страны и республики.Но кого – то это не устраивает.»
Диктор :«Этому можно дать простое объяснение. Местная номенклатура ни с кем
не хотела делиться властью.Даже с московским десантом.Посмотрите на эти заказ
ные публикации.- На столе лежат местные газеты: «Правда Востока», «Совет Узбе-
кистони» Со статьями озаглавленными «Знаем ли дорогу из тупика?», «Размышления
об одной публикации», «Плюрализм или честь мундира?» «Ностальгия», «Генералы и
неформалы»
– Противники генерала Дидоренко не скупились на разоблачения.Между пришлыми и
местными партийно-мафиозными группировками шла ожесточённая борьба за контроль
над теневой экономикой.Однако эти публикации были ничтожной верхушкой громадно-
го айсберга. Едва различимым эхом междуусобных склок.»
Янгиюль 3 сентября 1989 года. Дом № 8 по улице «Будённого» Надпись на стене:
«Дом продаётся» Здесь живёт Николай Ахрименко.Который обратился в «Бирлик» с
жалобой на произвол местных властей.Мы приехали сюда с Салаватом Умурзаковым
и Миррахматом Мухамедовым.И прямо во дворе состоялся разговор.:«Это мой дом,
но мне пригрозили,что убьём. Милиция пригрозила.Поэтому я перебрался в дом ма-
тери,- говорит Николай,- и в настоящее время здесь живёт моя мама. Она про-
даёт этот дом. А я и моя семья переехали к маме. « А кто вам угрожал? Фамилия,
имя? – Спрашивает Салават, – Я их не знаю. Это были люди кавказского сложения.
Один назвался Вартаном, а второй молчал. – Спасибо вам большое что приехали!
Спасибо за поддержку,- говорит мама Николая Ахрименко.Нас приглашают в дом и
разговор продолжается в крошечном зале.« Били допрашивали, чтобы я сознался,
что как будто бы я хотел брать взятки. И сам Крестовников – прокурор Ташкента
и вся прокуратура. А я говорю:«Нет я этого не делал! » На столе лежит солидная
стопка корреспонденции. – Это ваши письма? Или ответы? – спрашиваю я хозяина
дома.- Это то что я писал, и их ответы! – отвечает Николай. – И что? Не помо-
гает?.- Нет! Ничего не помогает.» Диктор : « Николай Ахрименко – католик,из-за
отсутствия католического храма посещал местную мечеть, и по – своему вместе с
мусульманами там молился. И как набожный человек конфликтовал с вороватыми чи-
новниками Янгиюльской кондиторской фабрики «Лаззат» ,которую крышевал второй
секретарь ЦК. Компартии Узбекистана Владимир Петрович Анищев. Вот почему его
преследовали подручные генералов Дидоренко и Гайданова.»
Николай перебирает и комментирует стопку писем – “Союз писателей СССР,редак-
ция газеты «Правда», «Новый Мир» – главному редактору Залыгину, Сахарову – ака
демику раз,Сахарову – академику, два, Верховный Совет СССР, Горбачёву – раз,
Горбачёву – два, Горбачёву – три, Горбачёву четыре,Горбачёву пять. – Диктор:
«Будучи начальником транспортного отдела кондитерской фабрики «Лаззат» ,Ахримен
ко отказался повиноваться мафии,за что был избит милицией и уволен с работы. »
Говорит Ахрименко: « Сорок писем и сорок уведомлений. О чём же конкретно я
писал.Адреса я вам перечислил, теперь читаю жалобу: Генеральный прокурор СССР
Сухарев Александр Яковлевич по непонятным мотивам защищает особо опасного прес
тупника, взяточника и клеветника сокрывателя особо опасных преступлений МВД
Узбекской ССР заместителя прокурора СССР Олега Гайданова.”
Диктор: «Государство разваливалось, буксовала экономика, законы не работали,
а направленные на оздоровление Узбекистана московские кадры, цинично вещая о
борьбе с коррупцией, грабили и разбазаривали страну. » Мы едем по центральной
улице Янгиюля к кондитерской фабрике «Лаззат».« Здесь сосредоточена пищевая
промышленность,- рассказывает Николай,- колбасный завод, винзавод, кондитерс –
кая фабрика. Здесь постоянно идёт массовое расхищение. Мне говорят, что это
будет и при коммунизме. Наша мол задача очистить обкомы, очистить ЦК партии, а
ты нас карманных расходов не лишай,мы сами знаем,кто у нас вор, и кто не вор.-
Я удивился откровенному цинизму этих слов и с любопытством спросил кто это
сказал. – « Это мне сказал Анищев – секретарь ЦК.Компартии Узбекистана,когда я
был у него на приёме со своей жалобой.- Анищев Владимир Петрович? Второй секре-
тарь ЦК? -Переспросил я. – Да! Анищев второй секретарь ЦК.Компартии Узбекиста-
тана когда я был у него на приёме. Мне, как начальнику транспортного отдела
предлагали вывозить машинами.Учёта здесь никакого нет.Без накладных, без ниче-
го.» Мы беседуем с женщиной – вахтёром, на проходной кондитерской фабрики «Лаз-
зат» – Несунов много? – Спрашиваю я её – Немного, но есть,- лукаво улыбается
женщина. – А кого – нибудь из несунов наказывали? – Пушки бьют по воробьям, –
отвечает Николай вместо женщины, – пушки бьют по воробьям. Вывозят тоннами.а
чтобы показать, что идёт борьба с хищениями, задерживают людей,с двумя,тремя
конфетами и их увольняют.А у них по пять,по шесть детей.- Вахтёр улыбается. В
проходной висит стенная газета «Комсомольский прожектор» С надписью большими
красными буквами: «Лучшие сборщики хлопка.» Ниже чёрными буквами:«Худшие сбор-
щики хлопка» с соответствущей колонкой из фамилий.А ещё ниже – список рабочих
хронически опоздываюших на работу..Кабинет профкома.Над изголовьем сидящего за
большим письменным столом председателя висит портрет Ленина. «Вы понимаете?
Администрация получила заключение ВТЭК, мы же обязаны выполнять заключение вра
чебной комиссии,- говорит руководитель профкома,- вы это понимаете? » Парторг
заявила:«Николай уволен по несоответствию,поэтому пишет во все инстанции.Из-за
него никому на фабрике нет покоя. Проверки следуют за проверками.Но ничего кри
минального не обнаружено.» Диктор: « Ещё бы.Как обнаружить криминал,когда кры
шует второй человек в республике? С Николаем расправились по штатному сценарию
и председатель профкома и секретарь парторганизации в один голос утверждают,
что Ахрименко шизофреник.Так и не добившись справедливости, Николай Ахрименко
станет активистом Бирлика. Будет выступать на митингах и собраниях с разобла-
чениями партийной – хозяйственной мафии.Как многие из нас будет бит и станет
частым обитателем приёмника – распределителя.»
Ташкент. 3 сентября 1989 года. В летнем кинотеатре парка Горького проходит засе
дание дискуссионного клуба под председательством Кахрамона Гуломова. Всего
около сотни человек.Среди присутствующих Толиб Якубов, Абдурашит Кутбитдинов,
Зиёдулла Зиёмов и другие активисты . Абдуманноп Пулатов объявляет о митинге
посвящённом проекту закона о языке, который должен состоятся 10 сентября на
площади Ленина.
Диктор: « Однако по вопросу о языке у враждующих партийно-мафиозных группи-
ровок, как будто бы, не было разногласий. И те и другие были сторонниками дву
язычия. И тем и другим были чужды понятия не адекватные власти и деньгам. Для
оппозиции же придание узбекскому языку статуса государственного, было главным
элементом духовного возрождении.» На столе лежат брошюры с уставом и програм
мой Бирлик.
Самиздатовские газеты «Бирлик» с призывами принять активное участие в обсужде-
нии « Закона о Государственном языке ». С публикациями разнообразных дискуссий
посвящённых узбекскому языку…
Диктор:«Обсуждение этой волнующей темы на страницах нелегальной газеты
«Бирлик» и многочисленные дискуссии объединили десятки тысяч людей. »
«Осталась всего одна неделя. Необходимо оповестить, как можно больше людей,-
кричит ветеран войны обвешанный орденскими планками.» «Мы выступаем в защиту
своей культуры, родного языка, поэтому все обязаны прийти на митинг» -вторит
ему другой мужчина.- Нам следует пригласить на митинг и наше начальство,- про
должает ветеран,- и нужно написать на объявлениях их фамилии. Что будут мол
участвовать такие-то и такие-то руководители! – Зиёдулла Зиёмов стоящий на
отшибе кричит:«Всем директорам автобусных парков отдан приказ 10 сентября нико-
го из областных жителей в город не завозить.» «Какая такая дискуссия? –
Кричит старик с бородой,- нам следует обсуждать только вопрос о том,чтобы при
нимая закон о статусе узбекского языка, не ущемлять языковые права других
национальностей..»
Улица Ташкента.Движутся легковые, автомобили, автобусы и троллейбусы.По пешехо
дному переходу у перекрёстка снуют люди озабоченные дефицитом и житейскими про
блемами.В руках сумки и «авоськи».
Диктор: «За несколько дней до проведения митинга встревоженное партийное руко-
водство на встрече в ЦК. Компартии Узбекистана заверило активистов движения,
что все проблемы,которые намерена обсуждать оппозиция на митинге 10 сентября
будут решены властями положительно. И вместо митинга лидерам Бирлика было
предложено выступить по телевидению.”
ХРОНИКА УЗБЕКСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Передача: «Горячая тема» (Долзарб мавзу) Ведущий передачи Кучкар Каратаев пред
ставляет сидящих за круглым столом членов Президиума Центрального Совета Бир-
лик. Это Поэтесса Гульчехра Нуруллаева, Журналист Ахмад Агзам,Учёный Дамин Нар
зыкулов,Писатель Зохир Аълам, Журналист Фахридин Худайкулов и председатель дви
жения учёный Абдурахим Пулатов.После беседы о программе Бирлик,его целях и зада
чах, когда каждому из участников круглого стола было предоставлено слово, ве –
дущий направляет разговор к сути передачи, ради которого и были приглашены акти
висты «Бирлик»
Говорит А.Пулатов: « Сегодня к руководству республикой пришли честные совестли-
вые люди, знающие состояние республики, понимающие жалкое положение населения.
Они говорят нам о необходимости диалога и протягивают нам руки.Мы очень рады
этому.Сейчас многим известно, что на 10 сентября был запланирован сто тысяч-
ный митинг посвящённый обсуждению статуса узбекского языка и неразрешённым
проблемам ферганской трагедии.Однако сегодня ситуация изменилась – забрезжил
свет в конце туннеля и мы решили отменить митинг 10 сентября.Поэтому обращаем-
ся к сидящим у экрана телевизоров сочувствующим нам гражданам, членам и активи
стам Бирлика,планировавшим прийти на митинг, проведение митинга временно приос
тановлено.» Диктор : «Таким образом был отменён митинг проведение которого бы
ло запланировано на десятое сентября. Однако власть с присущей ей коварством и
пренебрежением не выполнила ни одно своё обязательство.Потому что и Бирлик, и
писатели, и поэты наивно отождествлявшие себя с властью были не более чем инст
рументом местной партийной мафии против гегемонии центра.
КОНЕЦ ХРОНИКИ
МОЙ АРХИВ : 24 сентября 1989 года.Мы находимся в центре Ташкента.У выхода из
метро Ленина, на противоположной от площади стороне собралось около трёх тысяч
членов «Бирлик».На этот участок пришли студенты из провинций и сочувствующие
им, из числа взрослого населения Ташкента и областей. Такие же группы людей
заблокированные милицией стояли на мосту через Анхор на Урде, На мосту через
Анхор, возле стадиона Пахтакор на Узбекистанской, около музея Ленина и гости-
ницы Ташкент, на пересечении улиц Навои и Ленина – около школы милиции.
Согласно существовавшим тогда законам, за две недели до проведения митинга бы-
ло подано соответствующее заявление в Ташгорисполком с просьбой разрешить про-
ведение митинга 24 сентября на площади Ленина.Были обозначены вопросы, подлежав
щие обсуждению.Разосланы объявления по всем областям.Однако за день до проведе
ния митинга власти дали отрицательный ответ и диктор объявил об этом по телеви-
дению.Большинство из тех кто пришли сюда даже не знали, что пришли на несанкцио
нированный митинг. Здесь, как и на других улицах, все пути к площади Ленина
были заблокированы.Улица Ленина заставлена длинными рядами жёлтых «Икарусов»
Оцеплен милицией и проход через туннель метро на площадь Ленина. На тротуаре,
взявшись за руки и выстроившись в живую цепочку стоят милиционеры.На высокой
мраморной бордюре входа в метро стоят два студента с кумачёвым транспарантом
«Жизнь моя, душа моя – узбекский язык.» Давайте пообщаемся с теми кто пришёл
на митинг. «Прошло три недели, с тех пор, как нам пообещали решить проблему
узбекского языка. – говорит научный сотрудник института микробиологии Мутабар
Ахмедова.- С первого сентября обещают зарегистрировать «Бирлик», однако до сих
пор не зарегистрировали, до сих пор у нас не открыт счёт в банке, до каких пор
нас будут кормить пустыми обещаниями?» «У всего должна быть объективная мерка,
– говорит ветеран войны и труда Мадамин Султанов,- почему девяносто процентов
тюркоязычных жителей должны зависеть от настроения десяти процентов? Разве это
справедливо? Почему мы не можем достойно жить на собственной земле? Почему не
можем излагать свои мысли?» На противоположной стороне улицы, позади «Икарусов»
на фоне памятника Ленину выстроилась длинная шеренга дружинников в красных по-
вязках.Это русскоязычные рабочие Ташкентского авиационного завода имени Чкало-
ва. Рядом с ними высокие чины местного аппарата ЦК. Компартии Узбекистана и
офицеры МВД и КГБ. Не подалёку группа активистов Бирлик окружённая милицией о
чём – то спорит с чиновниками исполкома. На кануне власти арестовали несколько
десятков студентов – организаторов митинга и требуют немедленно разойтись по до
мам.«Без Аскара Абдуллаева я не могу ничего решать, – отвечает заместитель лиде
ра молодёжного крыла Бирлик Шавкиддин Джураев.- Мы вчера предупреждали вас по
телевизору не выходить на несанкционированный митинг,- говорит высокопоставлен-
ный чиновник.- Половина людей не смотрит телевизор, другие возможно не поняли
сути, а вы создаёте ажиотаж на ровном месте. – отвечает Абдурахим Пулатов.- Мы
вручили вашим людям решение исполкома об отказе на проведение митинга. – У нас
же нет средств массовой информации, чтобы оперативно влиять на массы, – отвеча-
ет Абдурахим Пулатов.Рядом стоят поэт Мухаммад Салих, физик Дамин Нарзыкулов,
журналист Анвар Усманов,композитор Захид Хакназаров,преподаватель Махмуд Ина-
ков, и главный преследователь оппозиции заместитель начальника Ташкентского
УВД полковник милиции –Ураим Абдуганиев. – Почему о запрещеном митинге должен
говорить диктор, а не ответственный работник исполкома? – горячится Пулатов. –
Мы не разойдёмся пока не отпустят – арестованных студентов. – Обещали что
отпустят,- Мухаммад Салих пытается убедить Абдурахима – Отпустят! – Нет не
отпустят, я им не верю, – отвечает Пулатов.- На моей машине поедем, – полковник
Абдуганиев обещает освободить арестованных. – А то здесь будут беспорядки.–
Диктор: «Пожалуй, это была первая публичная конфронтация между главными авто-
ритетами оппозиции: темпераментным Абдурахимом и рассудительным Мухаммад
Салихом.Вот так в Народном Движении Бирлик наметилась первая трещина.Причиной
которой были не только противоречия тактического характера, но и идейные разно-
гласия. О которых я скажу позже…»
Среди деревьев, в сотне метров от метро укрылись зарешёченные милицейские авто
бусы цвета хаки.Из них выглядывает спецназ в стальных касках образца 1940 года
с резиновыми дубинками и щитами. На автобусах и крышах близлежащих зданий сто-
ят соглядатаи с фотокамерами и бытовыми видеокамерами.В толпе шныряют агенты
спецслужб в штатском и сексоты.Они не вписываются в эту человеческую массу с
открытыми просветлёнными лицами, они здесь чужие,как и те кто их подослал и
узнаваемы, по испуганно – настороженным, цепким ощупывающим взглядам. Тысячи
людей ожидающих развязки замерли перед стеной миционеров. За милиционерами сте
на из автобусов. За автобусами дружинники из авиационного завода.Они охраняют
прошлое воплощённое в гнездилище местной бюрократии – высотном здании располо
женном на площади Ленина.Они охраняют идол Ленина,и кинотеатр «Искра» с изобра
ражением крейсера Авроры из неоновых трубок и надписью 1917 год.
Диктор: С этого дня Бирлик будет выходить из-под влияния партийно-мафиозных
группировок, а его лидеры прозреют и постигнут горькую истину, что у местной
власти и народа разные системы ценностей и противоположные интересы. На самом
деле все хлопоты власть предержащих были направлены против реального участия
населения в обсуждении подготовленного чиновниками законопрокта о государстве-
нном языке. И не только!!! Люди пришли сюда, чтобы спросить будет ли гласно-
сть на нашей многострадальной земле,где власть имущие всегда лгали.Они пришли
сюда,чтобы услышать правду о Фергане и Коканде из уст самих жертв.Они пришли,
чтобы сказать о засилье монокультуры хлопка и детском труде.О дедовщине в ар-
мии и гибели солдат.О дискриминации по национальному признаку и своём нищенс-
ком существовании. Правда, через некоторое время, все те,кто препятствовал об-
суждению этих животрепещущих проблем превратятся в ярых национал –патриотов и
будут традиционно переписывать историю, утверждая, что они боролись за демокра
тию, независимость и были главными застрельщиками перестройки.Но ещё не вечер
господа! Историю напишут победители, а вы уже проиграли. »
КОНЕЦ ФИЛЬМА
www.yangidunyo.com

Det här inlägget postades i Uncategorized, Асарлар. Bokmärk permalänken.