А у Искандера есть рога

Абдулазиз Махмудов

16 марта в Доме кино состоялась творческая конференция. Она заняла всего три с небольшим часа времени. Пишу об этом с душевной болью. Впрочем, по порядку. Конференция проводилась по итогам деятельности Национальльной Кинокомпании «Узбеккино» за 2009 год. Началась она, как всегда, с опозданием – пока зал не заполнился под завязку, как едущий в кишлак салон рейсового провинциального автобуса на городской автостанции. Так что четырём операторам местных телеканалов негде было развернуться.Наконец, когда Генеральный директор «Узбеккино» – Гияс Агзамович Исхаков, (бывший работник кинопроката, а затем Аппарата Президента страны)) занял своё место за начальственным креслом и стал объявлять маршрут, а зажатые, как кролики, пассажиры угомонились, автобус тронулся. Повестка дня конференции гласила «Проблемы и будущее узбекского кино».Искусствовед Шухрат Ризаев в течении часа сделал критический анализ игровых фильмов 2009 года. Надо признать, доклад был обстоятельным и профессиональным Из него стало известно, что многие фильмы не выдерживают элементарной критики. Как правило, у них расплывчатая драматургия, и неумелая, иногда примитивная режиссура. В частности, искусствовед выразил сомнение относительно художественных достоинств фильма «Аросат» («Попасть впросак») и выразил благодарность создателям фильма «Илова» («Постскриптум»), который, на его взгляд, пропагандирует традиционные ценности. Потом Генеральный директор кинокомпании долго и пространно комментировал доклад специалиста ( благо образ для подражания всегда на местном телевизионном экране), а затем представил слово киноведу Сабохат Хайтматовой. Когда эта докладчица приступила к речи о документальном кино, в автобусе начался галдёж. По всей видимости, часть пассажиров приехала к месту назначения и шумно покинула салон. Оставшиеся путники, как это и полагается в автобусе, расслабились и стали что-то вполголоса обсуждать между собой. После доклада о документальном кино,когда вновь стал говорить босс, пассажиры послушно притихли. Опять же Гияс Агзамович в свойственнойой ему манере долго и пространно комментировал выступление киноведа. Уму не постижимо, какими величественными и красноречивыми становятся серые Молчалины, когда им удаётся, словно на слонов, усесться в чиновные кресла. Ах, если бы они ещё были так же искусны в управлении слонами, как индийские махауты. Однако, не будем отвлекаться. После предоставления слова киноведу Ферузе Нодировой, которая приступила к анализу мультипликационных фильмов,замерший было автобус вновь загалдел и салон покинула очередная группа пассажиров. После Нодировой по установившейся традиции вновь долго и пространно вещал Гияс Агзамович, а большинство присутствующих деятелей узбекского кино покорно кивало головами. Впрочем, после выступления третьего докладчика в автобус подтянулись пассажиры и начались прения..Первым выступил кандидат философских наук Аъло Ходжаев, который в присущей ему интеллигентной манере выразил сомнение относительно нравственной концепции создателей фильма «Аросат». На данный аргументированный упрёк председательствующий тут же ответил,что фильм «Аросат» заказной, и предназначен только для узкого круга вероотступников.(Видимо, их так много развелось, что даже специальный фильм сняли! ) Потом выступил искусствовед Хамидулла Акбаров.Он говорил так туманно и витиевато,что откровенно говоря, я ничего из его выступления не запомнил.После Хамидуллы-ака, Гияс Агзамович дал слово мне. Я, дабы уложиться в регламент (а он был ограничен 5 минутами), решил зачитать заранее заготовленные записи, но, оказывается, забыл очки и, волнуясь, несколько наугад стал зачитывать свою критическую речь. « Это мы и сами знаем, давайте дальше! Говорите если у вас есть что-то новое», – Босс явно занервничал.- Вы повторяетесь! Давайте покороче!» Мне было странно это слышать, ведь достойными обсуждения были всего два – три фильма. Я, как заинтересованный член объединения кинематографистов, желающий блага отечественному кино, несколько дней сидел на предварительных просмотрах, выделил работы, достойные обсуждения, потратил время, чтобы написать свою речь и пришёл на конференцию,чтобы поделиться мыслями с коллегами. Но, когда строгого чиновника своими нетерпеливыми телодвижениями поддержали некоторые послушные подхалимы, кроличий дух аудитории передался и мне. Признаюсь, я стушевался, хотя и не робкого десятка человек, но постарался высказать хотя бы последнюю мысль о том, что фильм «Аросат» – реакционный, пропагандирует фанатизм и религиозную нетерпимость, тем самым противоречит конституции Узбекистана, что люди, иной раз меняют религию из-за духовного и экономического кризиса, и что следовало бы бороться с социальными корнями этого явления. На что босс тут же воскликнул: «Э-э-э-э заканчивайте!Мы все это и сами знаем!» После меня слово для выступления попросила молодая девушка, студентка. Однако, председатель быстренько оборвал её и поспешил завершить конференцию.По всей видимости, торопился на обед.. Вот вам и все «Проблемы и будущее узбекского кино».Из всего увиденного стало ясно, что данная «творческая конференция» была явно бутафорской, для галочки. И все это знали. Поэтому, видимо, на ней не было Шухрата Аббасова, Равиля Батырова, МелисаАбзалова,Учкуна Назарова,Джасура Исхакова,Шухрата Махмудова, Назыма Туляходжаева,Джуры Тешабаева и других известных деятелей узбекского кино. Но я, как человек на обочине, давно не участвующий в государственном кинопроизводстве, купился на яблоке из папье – маше и только здесь осознал, что нашему чиновнику не нужно прений, вернее, не нужно неуправляемых, самостоятельных суждений.У самого ума палата! Двадцать лет независимости Узбекистана,а мышление всё ещё совковое .«Я –начальник, ты – дурак! Ты – начальник, я – дурак!.» И никакой обратной связи пешеходов с погонщиками слонов. Будто они взгромоздились в чиновные кресла на веки вечные.А между тем, проблем – море, и их следовало бы решать. Дышит на ладан подмятый чиновниками творческий союз кинематографистов .Кстати, из конъюнктурных соображений переименованный в объединение кинематографистов. В плачевном состоянии находятся помещения и техническое оснащение киностудий. Не хватает квалифицированных технических и творческих кадров. И в то же время, не востребованы и сидят без работы известные профессионалы. Кстати, вчерашним коммунистам сменившим веру, (кто бы осудил их за вероотступничество), но по заветам Ильича искореняющим всякое инакомыслие не вредно было бы вспомнить слова Ленина о важнейшем из искусств, как мощном идеологическом и пропагандистском оружии. Кино куда мощнее деятельности брутальных структур,которые ничего кроме неприязни не вызывают.Профессиональные высокохудожественные фильмы действует на подсознание..Телевизионная передача не может конкурировать с умным фильмом.Однако немалые бюджетные деньги которые сегодня тратятся на кинопроизводство это чаще всего деньги брошенные на ветер.Как говорил классик документального кино Дзига Вертов «У каждого предмета есть своё предназначение.Стул, чтобы сидеть.Стакан,чтобы пить.Фильмы,чтобы совершенствовать человека.» Зачем же тратить деньги на кино,которое за редким исключением не востребовано и пылится на полках киностудий?Особенно это касается документальных фильмов.Сегодняшнее Убеккино похоже на гаснущий костёр в который бросили сырые дрова из под которых, кое-где пробиваются робкие языки огня.Смогут ли они воспламенить дымящиеся поленья? И ещё одна вечная,как сама жизнь проблема: художник и власть!Мой первый учитель Малик Каюмов с которым я всегда конфликтовал,по идейным соображениям, но никогда не переставал уважать в 98 лет больной и всеми позабытый выехал в Россию.Остаётся надеяться,что не на всегда. Между тем, наш провинциальный автобус, под фанфары о светлом будущем двадцать лет движется в мифическом лабиринте, то ли в патриархальный кишлак,как герой фильма «Илова» то ли в преисподню,как героиня фильма «Аросат» Дремлют обречённые кролики.И нет Тесеев для борьбы с Минотавром.
Абдулазиз Махмудов.

Ташкент 28 марта 2010 года

Det här inlägget postades i Мақолалар. Bokmärk permalänken.