Инь и Янь узбекского игрового кино

Абдулазиз Махмудов.

ИНЬ И ЯНЬ УЗБЕКСКОГО ИГРОВОГО КИНО .

История человеческой цивилизация это непрекращающаяся борьба идей посвящённых смыслу бытия и выбору наиболее правильного пути развития. Борьба консерваторов с реформаторами,патриотов с космополитами,почвенников с западниками,традиционалис
тов фундаменталистов с прогрессистами демократами. Зачастую борьба идей приводила к многочисленным войнам и революциям, как к примеру это случилось на Западе.Когда традиционалистское общинное сознание столкнулось с индивидуалистическим капитали
стическим сознанием началась длительная и жестокая борьба реформаторов буржуа с консервативными монархистами. Эти войны закончились победой буржуа, в результате чего в европейских государствах стали избираться парламенты, произошло разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.Появились политические партии, независимые средства массовой информации.Стали утверждаться такие понятия,как демократия,гласность,права человека.И на всё это понадобилось 500 лет…
Более сотни лет назад вместе с зарождением капиталистического способа производства такая борьба наблюдалась и в России, следовательно и в Туркестанском генерал -губернаторстве и в Бухарском эмирате и в Хивинском ханстве.Именно на рубеже веков в Средней Азии появилась первая местная разночинная интеллигенция.Они были мелкими служащими,муллами,пред – принимателями,учителями и коммерсантами. И называли себя Джадидами, то есть сторонниками нового – прогрессивного. Это были просвещённые люди своего времени боровшиеся за реформы в образовании и государственном устройстве…Против них выступали Кадымисты,то есть противники реформ и сторонники патриархальных традиций. После Октябрьской революции и установления жёсткого диктата Москвы над вновь образованными Советскими республиками Средней Азии,одни Кадымисты отступили и ушли в подполье, другие пошли служить большевикам, как впрочем и Джадиды.Однако после провозглашения Независимости, уже на новом витке истории споры о том каким путём следует идти Узбекскому государству возобно
вились. И сейчас в нашем обществе есть новые апологеты Кадымизма и Джа
дидизма…
Такая преамбула мне понадобилась для того,чтобы чтобы попытаться проанализировать две работы узбекского игрового кино 2009 года.Итак если на первом полюсе фильм «Аросат»«Попасть впросак.» Автор Г.Шермухамад.Режиссёр М.Абдухоликов. Оператор Ж.Ганиев,который выступает апологетом Кадымизма на втором полюсе фильм «Илова» «Постскриптум» выступающий в пользу Джадидизма.
Картина «Аросат» «Попасть впросак.»Картина профессиональная,есть драматургия, хорошо снято, правда оператор не умеет пользоваться штативом, и не все ракурсы адекватны замыслу.Образы родные,
узнаваемые.Поэтому и хорошие актёрские работы.Намерения создателей фильма – борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины прозелитки.Ни одно кладбище не хочет принять её труп. Вот весь сюжет. В фильме «Илова» «Постскриптум» мы наблюдаем жизнь отдалённого горного кишлака, где всё прописано согласно нашим патриархальным традициям.Герой Назыма Туляходжаева – Хамид работает мастером по ремонту телевизоров.Он совестливый человек, у него золотые руки.Он востребован односельчанами.Казалось бы всё хорошо.Но в один прекрасный день Хамида бьёт молния он прозревает.Тяготится своим существованием, задумывается над смыслом бытия, чувствует себя несчастным и обречённым и даже перестаёт чинить телевизоры.А без телевизора,как известно, нет жизни.Чайхана, мечеть, редкие свадьбы и похороны не могут заполнить духовное пространство людей.Оно заполняется двумя каналами местного телевидения, которое сообщают свежие новости, развлекает концертами и пропагандируют традиционные ценности. Но мастер не хочет ремонтировать сломанные телевизоры. У него душевный кризис.В противоположность Хамиду,младший брат живёт в столице.За скромную заработную плату работает учителем и не хочет возвращаться в родное патриархальное болото, где всё незыблимо и жизнь и поведение и судьба человека прописаны наперёд. И даже камень на дороге об который ежедневно спотыкаются люди не случаен .Для младшего брата Хамида жизнь в кишлаке подобна лабиринту Минотавра. А люди это жертвы человека-быка.Но тем ни менее, пришло время женить сына и мать требует возвратить его в кишлак. Герой Туляходжаева – Хамид привозит младшего брата.Но тот вновь убегает в город.Потом его всё же возвращают и женят.Но состояние угнетённости не покидает Хамида.Вот он бредёт в пещеру к живительному источнику, общается с духом, делится с ним своими сомнениями,но дух оказывается дурачащимся соседом.Потом главный герой фильма плетёт во дворе паутину, не то для себя,не то для младшего брата.Одним словом, у него тихое помешательство.Родственники вызывают врачей психбольницы.
Спасение от душевных мук герою Назыма Туляходжаева Хамиду приходит после убийства не то коровы,не то быка – куплен
ного для хозяйства младшим братом.Это животное в воспалённом мозгу телемастера ассоциируется с мифическим Минотавром. После убийства чудовища в душе старшего брата воцарилась гармония, но стал унылым и задумчивым возвращённый к традиционным устоям младший брат.Одним словом, авторы фильма «Илова» «Постскриптум», как и Джадиды начала прошлого века ищут ответ на вопрос,как гармонично сочетать традиционное и современное. Как убить в себе замшелое,
невежественное,фанатичное животное. Как победить ставшее тормозом патриархальное мышление, закоснелые привычки, которые мешают созданию среднего класса и гражданского общества, мешают интеграции в современную экономику и культуру.Как мне представляется, во время перевода на иностранный язык необходимо ещё раз продумать и чётче прописать реплики героев и диалоги.Тема фильма современенна имеет много пластов и очень актуальна.Хорошая операторская работа,правда и здесь съёмки без штатива,длинные панорамы без рельсов и тележки.Хорошая работа второго режиссёра.Чётко прописан второй план.Хорошая работа Назыма Туляходжаева.Постаревший бой – френд узбекского кино в роли Хамида выглядит свежо и органично.Это хороший интеллектуальный фильм с чем можно поздравить весь съёмочный коллектив…
Теперь вернёмся к обсуждению фильма «Аросат» «Попасть впросак».
Намерения создателей фильма – борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины прозелитки.Имамы отказывается читать заупокойную молитву. И ни одно кладбище не хочет принимать её труп.К сожалению,в нашей жизни встречаются такие явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными мракобесами, но только в одном случае! Если прикажет чин
овник.Мы будем стучать на своих близких, на сына,на свата и брата. Если прикажет чиновник мы стыдливо опустим глаза, трусливо спрячемся и бойкотируем похороны любого праведника, даже будь он собственным отцом,как это было в недавние советские времена.А иначе мы вполне адекватны современности, и очень милосердны.Наши кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными убийцами.И вообще существует негласное правило: раз ты принёс усопшего в мечеть, значит он правоверный мусульманин.Мулла прочитает заупокойную молитву и человека чинно мирно похоронят. Никто никогда не спрашивал и не будет спрашивть кто ты есть такой.Так что для правдивости в фильме не хватает образа злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы блестяще решили эту проблему.В качестве злонамеренного чиновника выступает сам аллах. Во – первых совершив наезд он покарал молодую безобидную женщину,которая не была взяточницей,никого не убивала,ничего не воровала,не была блудницей,всего-то поддавшись агитации мужа прозелита сменила веру и агитировала людей. Ну и что с этого? У нас свобода совести и вероисповедания.Верить, или не верить это личное дело каждого гражданина.Будь ты христианином, иудеем,буддистом,индуистом – бог един!Кстати, прозелиты такими не бывают.Это же какойто скользский тип,который набирает гастербайтеров для экспорта в Россию.
Наверное многим из вас,как и мне приходилось встречаться с прозелитами? Как правило, это очень милые,обходительные люди имеющие убеждения.Правда, они навязчивые.Но они никак не похожи на работорговцев…Итак! Вернёмся к фильму. Начинается он с эпизода,где какие-то, не то воры,не то бандиты, одним словом подозрительные типы уговаривают главного героя – прозелита, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить.Потом появляется отец и выгоняет друзей мужа.Узнав,что умерла безбожница и что родственники хотят её похоронить – ретируюся соседи.Затем всё экранное время занято попытками родственников хоть каким то образом похоронить несчастную женщину.Почему-то никому не приходит в голову совершить погребальный обряд и похороны покойной на кладбище новой конфессии соответствующей её религиозным убеждениям.Ну тогда не было бы причин для создания фильма.Вся фишка в том,что негде похоронить.Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный чиновник уже сообщил имаму по сотовому телефону,что везут прозелитку.И имам возмущённо закрывает ворота кладбища.И самое невероятное мулла отказывается от денег.Потом бесчисленное количество раз ломается машина. Даже железо возмущено деяниями безбожницы.Мистика какая-то.Потом прозревший шофёр отказывается вести машину.Бесконечные разборки родствеников с шофёром.Наконец решили похоронить труп на кладбище забро
шенного кишлака.Но где-то в мрачном ущелье мотор окончательно глохнет.И родственники решают похоронить усопшую прямо у обочины дороги.Но не тут то было.Наступила ночь,пошёл снег,каменистая земля не поддаётся под ударами лопаты и стало чертовски холодно.
Становится жалко бедных людей не способных похоронить ни в чём не повинного человека.Жалко мужа, который окоченев от холода ложится под одеяло рядом с усопшей.Растёт ненависть к тем, кто препятствует похоронам.К трусливым соседям. К продажным махаллинским аксакалам.Наконец-то яма вырыта.Деревянный кузов машины сожжён в костре и это ещё одно несчастье,которое посылает аллах.И последнее! Женщина похоронена, но мстительный чиновник не унимается, труп разрывают и съедают не то волки, не то собаки…
Покидаешь зал оскорблённый до глубины души.С неприязнью к тем кто заказал и оплатил это мракобесие и к тем,кто это исполнил,и к тем кто это мракобесие принял.Видимо, у людей которые участвовали в этом безобрабразии очень низкая политическая культура.Фильм реакционный, пропагандирует фанатизм и религиозную нетерпимость,противоречит Конституции Узбекистана.Чтобы снять честный фильм о прозелитизме нужно немного потрудиться, поискать социальные корни этого явления.Они очевидны и лежат на поверхности.Это экономический кризис, вопиющее социальное неравенство, безработица.Нищета физическая и духовная.Отсутствие веры продажным муллам и вороватым чиновникам.

Абдулазиз Махмудов, кинорежиссёр

Ташкент 14 марта 2010 года

Det här inlägget postades i Мақолалар. Bokmärk permalänken.